Сборка колёс.
Сборка колёс.
В этой статье я попробую рассказать о сборке колёс в упрощенном варианте,без лишних премудростей и буду давать тока те советы,которые прверил буквально несколько дней назад на своём опыте.
Используя стандартные инструкции,я понял,что собрать по ним что-то практически нереально,поэтому,я решил написать FAQ ,понятный каждому…
Итак,начнём…
1)Первое что надо сделать,это сходить в магазин и прикупить обод,спицы с гайками для спиц,втулку,ключ для спиц,если такового нет, широкую плоскую отвёртку ,кусачки,которыми можно кусать спицы и напильник,проходящий в обод. Обычно все эти инструменты есть дома ,поэтому акцентируем своё внимание на трёх предметах:втулка,обод,спицы.
2)Рассмотрим подробнее эти три предмета:Обода бывают различными(отличаются они по количеству дырок(эта информация указана в ценнике или уточняется у продавца (бывают 32h(hole),36h(самый распространённый),48h)также обода различаются по прочности(одинарные, двойные ,тройные, пистонированные ),втулки тоже различаются по качеству и количеству отверстий (h),спицы различаются по толщине(самые толстые-самые прочные).Как вы наверное уже поняли,необходимо сопоставить количество дырок в ободе с количеством дырок во втулке…Оно должно совпадать.
3)Следует сказать ,что обода выпускаются нескольких размеров-основные используемые для горных байков –это 24 “,26”.В дорожниках формата Украины используют обода 28 “…Но на сегодняшний день самые распространённые обода-это 26.Соответственно спицы должны быть тоже нужной длины…Брать лучше двойные обода на 36h-они прочнее и надёжнее,чем одинарные ,но и не такие тяжёлые как тройные.Лишние спицы придают лишний вес…
4)Спиц лучше купить не в притык,а побольше…Для первого раза лучше взять в два раза больше спиц,обычно они часто портятся и легко ломаются…
5)С подборкой материала закончено.Обратите внимание ,что я нигде не сказал о сборочном станке для колёс…Он просто напросто не потребуется,хотя все вас будут убеждать,что он нужен и без него не соберёшь…Так вот это бред :)!
6)Вот вы приходите домой и смотрите на свалку деталей,не понимая,что вообще можно из этого сделать :)-это нормальная реакция…Первая сборка очень сложна и трудоёмка,требует много терпения…
7)Давайте разбираться-первое,что надо сделать,это как говорят,заспицывать и центровать колесо-это сложная задача.Так как сначала втулка никак не захочет оказываться в центре и будет постоянно становиться не ровно.
Как спицуется колесо?
Произвольно выбираем отверстие на втулке и на ободе.Вставляем спицу так,чтобы головка спицы распологалась на внешней поверхности,а сама спица являлась внутренней(см фото).
(внимание-некоторые производители располагают дырки на ободе не равномерно относительно центра обода,а смещают дырки к левому и правому борту обода-если вы заметили,что ваш обод такой,то здесь спица должна вставляться в ту дырку,которая смещена ближе к краю,соответствующему левому или правому краю втулки,но обычно все современные обода имеют дырки для спиц расположенные на одной линии)
8)Не переворачивая колесо ,отсчитываем от этой спицы три дырки,и четвёртую дырку в ободе отмечаем чем-либо заметным.Например,замазкой или фломастером.Внимание!Эти дырки будут заняты внутренними спицами этой стороны колеса и использовать их уже нельзя.Для этого мы их и отметили-чтобы не сбиться при наборе спиц.
9)Необходимо поставить первые четыре внутренние спицы колеса с одной стороны.Спицы должны образно образовывать крест(некий винт карлсона :)).Для того,чтобы правильно расположить спицы,надо помнить-внутренние спицы будут располагаться через одну дырку во фланце втулки(см фото).Соответственно отсчитываем дырки во фланце втулки через одну и в примерно противоположную,той,где уже есть спица,вставляем спицу(тоже внутреннюю).На ободе отсчитываем отмеченные нами дырки и в соответствующую по шагу нашей новой спице дырку пихаем эту спицу.
10)Чтобы спицы не убежали,нужно закреплять каждую спицу в дырке гайкой для спицы.Но только эту гайку НЕЛЬЗЯ НАКРУЧИВАТЬ СИЛЬНО.На данном этапе её нужно слегка навернуть…
11)Расставляем ещё две внутренние спицы этого фланца,чтобы получилась некоторая крестовая конструкция,как говорилось выше.
12)Поставив 4 спицы,надо переходить к следующей ступени сборки.Имейте в виду,что если вы соберёте всю сторону колеса на внутренних спицах,то втулка у вас встанет не ровно и придётся всё разбирать.Поэтому колесо нужно спицывать равномерно,чтобы втулка не была сильна перекошена в одну из сторон.(первый раз у меня вышло,что одна сторона колеса стала ровной ,а втулка выпятилась в другую…:))
13)Теперь,для того,чтобы не сбиться с набором спиц,нужно разметить местоположение внешних спиц этой стороны колеса.Для этого рядом с одной из внутренних спиц,в соседнюю дырку на втулке с обратной стороны втулки пихаем спицу,чтобы головка её оказалась внутри втулки,а сама она была внешней.
14)Пересекаем этой спицей уже установленную внутреннюю,и наживляем её в 10 дырку(через 9),от её внутренней соседки.См фото.
15)Внешние спицы располагаются также,как и внутренние-через одну дырку на втулке,и через три на ободе.Поэтому повторяем разметку для внешних спиц одной стороны колеса,сменив или цвет карандаша,или обозначение.На ободе отмечаем каждую четвёртую(через 3),дырку.
16)Теперь перевернём колесо-там необходимо повторить проделанные операции.
Первым делом установим внутренние спицы-выбираем СВОБОДНУЮ (неразмеченную) дырку и ставим туда спицу.Размечаем колесо для этой стороны-опять же,через три,каждую четвёртую(не забудьте сменить обозначение).
17)по указанному выше принципу,собираем крест для этой стороны.
18)После установки четырёх спиц этой стороны,колесо должно стать более или менее равномерным-втулка должна оказаться примерно по центру и по середине относительно обода.ВНИМАНИЕ!Конструкция должна легко двигаться-все спицы не должны быть затянуты.
19)Установите внешнюю спицу для этой стороны колеса по общему принципу.
20)Колесо подготовлено к спицыванию.
21)Теперь начинайте устанавливать спицы в размеченные дырки.ВНИМАНИЕ!Спицы нужно устанавливать очень внимательно.Если вы видите,что после установки спицы,положение втулки резко изменилось,надо компенсировать его установкой противоположной спицы.На деле это лучше ясно…Ничего тут сложного нет…
22)Спицы должны перекрывать друг друга!!!Т.е внешняя спица,прежде чем вставляется в дырку,должна быть пропущена под внутренню.См фото.
23)Таким образом спицуется всё колесо.В итоге мы получаем что-то,что уже очень похоже на колесо,но тока конструкция эта неустойчива и немного двигается :)!Если у вас вышла какая-то крякозяба и одни спицы заметно длиннее других,проверьте правильность набора спиц.Обычно,если спицы неправильно усатновлены,то все спицы данного ряда выступают довольно сильно.(или наоборот-не хватает длины)
24)Теперь нужно утягивать спицы-для этого берём плоскую отвёртку и РАВНОМЕРНО начинаем затягивать гайки на спицах с ОДИНАКОВОЙ СИЛОЙ!!!Необоходимо добиться того,чтобы все спицы были натянуты,но не ПЕРЕТЯНУТЫ!Сильно затягивать их нельзя-в противном случае можете получить невыправимое яйцо.
25)Когда все спицы примерно одинаково утянуты,и колесо вроде как готово,необходимо выправнивать восьмёрку.Восьмёрка будет огромной-не удивляйтесь.На колесе без обтяжки она достигает 30 мм.
26)Используем для выравнивания восьмёрки и яйца простую велосипедную вилку с вибрэйками.
27)Установим колесо в вилке,так,чтобы оно крутилось и втулка держалась на своём месте.
Выберем произвольное место на ободе,где вибрэйки трут обод с одной стороны и не трут с другой.
28)В этом месте необходимо править восьмёрку-берём ключ для спиц,и ВНИМАНИЕ:
а)там ,где колесо выпирает на внешнюю сторону(ну например в вашу сторону),нужно утягивать противоположную спицу(спицу расположенную в противоположном фланце втулки),и отпускать ту спицу,в сторону которой искривлено колесо.
б)Там где оно изогнуто внутрь,соответственно проделывается обратная операция.
29)спицы должны затягиваться и отпускаться РАВНОМЕРНО!И затягивать и отпускать нужно НЕ ОДНУ СПИЦУ,а ряд спиц(обычно это две-три спицы).Если вы претянете одну из спиц,не отпустив других,на колесе появится яйцо.
30)Самое сложное для устранения –это яйцо на колесе.Если колесо собирать равномерно и правильно,правильно править восьмёрку,то яйцо не образуется.Но первый раз это очень сложно(у меня не вышло :)).Для обнаружения яйца нужно на вилке в плотную к ободу протянуть леску или проволоку.И крутонуть колесо…Сами понимаете,что вы должны увидеть…При обнаружении яйца,нужно его править-это очень сложно,так как восьмёрка образуется вместе с выправлением яйца.(поэтому я написал этот пункт,не закончив рассказывать о восьмёрке).Яйцо устраняется так-спицы,где колесо выпирает наружу утягиваются,а противоположные ослабляются.Опять же,работа ведётся со всеми спицами,а не с одной!
31)По своему опыту знаю,что это очень сложно,поэтому,лучше аккуратно собирать колесо,так ,чтобы яйца не было…Теоретически считается,что если яйцо меньше 4-5 мм,то можно его не править…
32)Устранив яйцо(или ,надеюсь,не обнаружив его на колесе :)),продолжаем ровнять восьмёрку…Для этого всё ближе и ближе подводим к ободу колодки тормозов и в местах касания повторяем операцию исправления.Очень удобно отпустить тросик тормозов и использовать в качестве регулировки обычный шнурок…В итоге,должно выйти абсолютно ровное колесо(этого я с лёгкостью добивался)
33)Колесо почти готово-осталось проверить ещё раз наличие восьмёрки и яйца,и ПРОВЕРИТЬ РАВНОМЕРНОСТЬ НАТЯЖЕНИЯ спиц.Если всё сделано правильно,то спицы на колесе будут затянуты равномерно,не зависимо от того,регулировали вы их по натяжению или нет .Но если спицы затянуты не равномерно,то не расстраивайтесь-нужно проехать некоторое расстояние,и возможно всё встанет на свои места…
34)Ну и финальная стадия сборки-нужно обточить все торчащие спицы над ободом,чтобы они не прорвали камеру.
35)Теперь мы радуемся тому,что собрали колесо и едем его обкатывать,первое время внимательно наблюдая за появлением восьмёрки и яйца.
36)Если вы решите собрать колесо на 48 дырах,то там сохраняется общий принцип плетения спиц,просто спиц больше.В любом случае,какое бы колесо вы не собирали,ОЧЕНЬ БЫЛО БЫ НЕПЛОХО ИМЕТЬ СОБРАННЫЙ ОБРАЗЕЦ,чтобы сверить плетение спиц.
Пожелаю удачи от себя,и напомню,что для сборки колеса нужно много терпения и времени…Это одна из самых сложных работ.Будьте внимательны при сборке!(я же скажу,что у меня хоть и вышло идеально ровное колесо,я не смог устранить небольшое яйцо-проявите особую внимательность при сборки на этот момент)
Автор YuRik.
На главную
Используются технологии
uCoz